Версия для слабовидящих

Официальный сайт муниципального образования Официальный сайт муниципального образования

Горбунковское сельское поселение Горбунковское сельское поселение

Ломоносовского муниципального района Ленинградской области Ломоносовского муниципального района Ленинградской области

Мероприятия

27.04.2023

Доклад о реализации государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, о состоянии и развитии государственной системы бесплатной юридической помощи, об оценке эффективности функционирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи и использовании соответствующих бюджетных ассигнований за 2022 год публикуется Министерством юстиции Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 324-ФЗ“О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон № 324-ФЗ).

Доклад подготовлен на основании данных мониторинга деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, государственных юридических бюро, адвокатских палат субъектов Российской Федерации и негосударственных центров бесплатной юридической помощи по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи, проведенном Минюстом России.

В докладе содержатся сведения об оценке эффективности работы по оказанию бесплатной юридической помощи в субъектах Российской Федерации, об основных показателях деятельности государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи, о проблемных вопросах в указанной сфере, а также об оптимальных направлениях развития системы оказания бесплатной юридической помощи и предпринимаемых мерах.

Более чем за 10 лет действия Федерального закона № 324-ФЗ бесплатная юридическая помощь оказана участниками государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи в 3 532518 случаях, из них работниками государственных юридических бюро – в 1 462 494 случаях, адвокатами – 1 067 711, негосударственными центрами – 536 783, юридическими клиниками – 465 430.

Всего за 2022 год 34 018 744 человека входят в категорию граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи (в 2021 году – 32 247 307 человек). При этом бесплатная юридическая помощь оказана в 735 618 случаях (в 2021 году – 366 088), из них 283 851 (в 2021 году – 264 435) государственными юридическими бюро и адвокатами (158 596 случаях государственными юридическими бюро, 125 155 случаях адвокатами), 80 928 негосударственными центрами оказания бесплатной юридической помощи (в 2021 году – 61 068), 38 835 юридическими клиниками (в 2021 году – 39 585), в том числе помощь, оказанная лицам, вынужденно покинувшим территорию Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики (далее – эвакуированные граждане), составила 332 104.

Из указанного числа эвакуированных граждан государственными юридическими бюро проведена 20 691 консультация (с использованием мобильных офисов – 4 684, в пунктах временного размещения – 7 404, по “горячей линии” – 8 603), адвокатами – 7 879, органами записи актов гражданского состояния – 10 119. Также органами записи актов гражданского состояния по обращению переселенных лиц зарегистрировано 3 129 актов гражданского состояния, нотариусами совершено 280 970 социально значимых нотариальных действий.

На начало 2023 года в Российской Федерации созданы 39 государственных юридических бюро (в 2022 решения о создании государственного юридического бюро приняты в республиках Мордовия, Татарстан, Курской, Белгородской, Рязанской, Тульской, Новгородской, Кемеровской, Новосибирской областях, Забайкальском крае).

Фактическое количество сотрудников государственных юридических бюро составляет 639 человек при штатной численности 774 человека. Из 75 270 адвокатов Российской Федерации, имеющих действующий статус, 10 281 являются участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, что составляет 13,7% участия.

Данные, приведенные в мониторинге, свидетельствуют о востребованности государственных юридических бюро и необходимости их создания во всех субъектах Российской Федерации. Наличие системы госюрбюро, имеющих в штате профессиональных юристов, оснащенных необходимой инфраструктурой, позволит обеспечить надлежащую защиту прав и законных интересов социально незащищенных категорий граждан в сложных жизненных ситуациях, снизит число правовых конфликтов, повысит уровень правовой культуры и правового просвещения граждан.

Между тем эффективно демонстрирует себя смешанная модель системы государственной юридической помощи, при которой работники государственного юридического бюро обеспечивают первичный прием граждан и оказание правовых консультаций, а адвокаты привлекаются к обеспечению представления интересов граждан в судах и иных органах.

Использование такой модели в ряде регионов позволяет достигнуть высоких показателей в оказании бесплатной юридической помощи. Например, в 2022 году в Ульяновской области во взаимодействии государственного юридического бюро с адвокатами зафиксировано 21 532 случая оказания помощи, в Волгоградской области – 15 940, в Нижегородской области – 11 249.

Как правило, при одновременном участии в регионе государственного юридического бюро и адвокатов в государственной системе бесплатной юридической помощи ведущее место в данной деятельности занимает государственное юридическое бюро. Показатели государственных юридических бюро по оказанной гражданам помощи превышают показатели помощи, оказанной адвокатами.

Основными проблемами в сфере оказания бесплатной юридической помощи остаются низкий уровень информированности граждан в регионах о возможности получения бесплатной юридической помощи, недостаточное финансирование государственной системы во многих субъектах Российской Федерации, отсутствие централизованной информатизации.

Доклад также содержит сведения о мерах, предпринимаемых Минюстом России для повышения доступности бесплатной юридической помощи: о закупке специальных автомобилей в целях организации выездных пунктов для проведения консультаций, создании общероссийской цифровой платформы для получения бесплатной юридической помощи, а также разрабатываемых законопроектах.

 

Доклад о реализации государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 324-ФЗ “О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон № 324-ФЗ) Министерство юстиции Российской Федерации публикует доклад о реализации государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, о состоянии и развитии государственной системы бесплатной юридической помощи, об оценке эффективности функционирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи и использовании соответствующих бюджетных ассигнований за 2022 год.

  1. Общие положения

Согласно статье 2 Конституции Российской Федерациичеловек, его права и свободы являются высшей ценностью. Российская Федерация в процессе развития гражданского общества обязана не только признавать, соблюдать права и свободы человека, но и обеспечивать их защиту и свободную реализацию. Юридическая помощь выступает одним из важнейших правовых средств, необходимым элементом механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Статья 48 Конституции Российской Федерации гарантирует гражданам право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных российским законодательством, такая помощь оказывается бесплатно.

В развитие вышеуказанной статьи Конституции Российской Федерации принят Федеральный закон № 324-ФЗ, которым установлены основные гарантии реализации гражданами прав на бесплатную квалифицированную юридическую помощь. Федеральный закон № 324-ФЗ устанавливает, в частности, организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи, а также деятельности по правовому информированию и правовому просвещению. Данный Федеральный закон определяет цели и содержание государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, основные принципы и виды оказания бесплатной юридической помощи.

Также Федеральным законом № 324-ФЗ установлены минимальный перечень категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, и перечень случаев ее оказания, при этом предусматривается возможность их расширения на уровне субъектов Российской Федерации.

В рамках Федерального закона № 324-ФЗ бесплатная юридическая помощь может быть получена гражданами в государственной и негосударственной системах оказания такой помощи.

Основу государственной системы предоставления бесплатной юридической помощи составляют органы исполнительной власти федерального и регионального уровней, органы управления государственных внебюджетных фондов, государственные юридические бюро и адвокаты.

Негосударственная система формируется на добровольной основе и состоит из негосударственных центров бесплатной юридической помощи, создаваемых некоммерческими организациями, профессиональными объединениями юристов, и юридических клиник, создаваемых образовательными учреждениями высшего профессионального образования.

  1. Организация бесплатной юридической помощи в субъектах Российской Федерации

На территории субъектов Российской Федерации эффективность реализации государственной политики в сфере обеспечения граждан бесплатной юридической помощью гарантируется своевременным и исчерпывающим принятием органами государственной власти регионов необходимых организационно-правовых решений.

В настоящее время во всех субъектах Российской Федерации приняты региональные законы в сфере обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, направленные на реализацию Федерального закона № 324-ФЗ.

Определены органы исполнительной власти, уполномоченные в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, на которые возлагается ответственность за организацию оказания такой помощи государственными юридическими бюро (иными государственными учреждениями) и (или) адвокатами.

Вместе с тем во многих субъектах Российской Федерации не обеспечено должное финансирование участников государственной системы бесплатной юридической помощи.

Одним из полномочий субъектов Российской Федерации является установление дополнительных гарантий реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи, в том числе расширение перечня категорий граждан, имеющих право на ее получение, перечня случаев оказания бесплатной юридической помощи, определение порядка принятия решений об оказании в экстренных случаях бесплатной юридической помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и обеспечение исполнения соответствующих решений. Данные полномочия в большинстве субъектов Российской Федерации являются средством повышения социальной защищенности граждан, проживающих на данных территориях.

На начало 2023 года дополнительные гарантии реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи установлены в 83 субъектах Российской Федерации.

В 2022 году рядом регионов расширен перечень категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, дополнительно к уже установленным региональными законодательными актами (республики Адыгея, Алтай, Башкортостан, Бурятия, Ингушетия, Коми, Марий-Эл, Саха (Якутия), Татарстан, Тыва, Хакасия, Чувашская, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская республики, Алтайский, Краснодарский, Красноярский края, Амурская, Астраханская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Калужская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Курганская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Магаданская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Оренбургская, Орловская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Томская, Тюменская, Челябинская области, Ямало-Ненецкий автономный округ, Еврейская автономная область, Санкт-Петербург, Севастополь, а также перечень случаев бесплатной юридической помощи (республики Коми, Саха (Якутия), Хакасия, Архангельская, Белгородская, Владимирская, Калининградская, Курганская, Липецкая, Магаданская, Мурманская, Новосибирская, Самарская, Свердловская, Томская, Тюменская области, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра).

При принятии соответствующих решений в первую очередь учитываются вопросы, имеющие особую социальную значимость при учете специфики региона. В ряде субъектов Российской Федерации такие решения приняты в отношении:

– граждан, призванных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. № 647 “Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации” на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, граждан, принимающих участие в специальной военной операции и заключивших контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, а также членов их семей (республики Адыгея, Алтай, Ингушетия, Калмыкия, Коми, Татарстан, Карачаево-Черкесская, Чувашская республики, Архангельская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Калужская, Кировская, Самарская, Липецкая, Курганская, Орловская, Волгоградская, Рязанская, Томская области);

– членов семей погибших (умерших) военнослужащих, участвовавших в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области (Липецкая, Кемеровская, Новосибирская области, Еврейская автономная область).

– лиц, ранее постоянно проживавших на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и Украины, прибывших с указанных территорий после 18 февраля 2022 г., в том числе по вопросам правового положения иностранных граждан в Российской Федерации, приобретения гражданства Российской Федерации, предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, признания беженцем, вынужденным переселенцем (Республика Бурятия, Астраханская, Псковская, Белгородская, Курская, Мурманская, Новгородская, Нижегородская, Оренбургская, Саратовская, Тюменская, Самарская области, Краснодарский, Красноярский края);

– граждан, состоявших в трудовых отношениях с российскими юридическими лицами с долей участия в уставном (складочном) капитале иностранных юридических лиц, с которыми начиная с 1 марта 2022 г. расторгнут трудовой договор на основании пунктов 1 или 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации – по вопросам, связанным с защитой их прав и законных интересов, предусмотренных трудовым законодательством (Ленинградская область);

– медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), в том числе по вопросам, связанным с предоставлением выплат, обусловленных работой в условиях новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (Вологодская, Курская, Ульяновская области, Алтайский край);

– ВИЧ-инфицированных несовершеннолетних, а также их законных представителей и представителей по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (Санкт-Петербург, Пензенская область, Чукотский автономный округ);

– представителей коренных малочисленных народов Российской Федерации (Республики Тыва, Хакасия, Алтайский, Камчатский края, Мурманская, Иркутская, Магаданская области, Ямало-Ненецкий автономный округ);

– граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены, включенных в реестр пострадавших граждан, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ “Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации” (Республика Мордовия, Чеченская республика, Орловская, Пензенская, Курганская области, Забайкальский край);

– граждан, имеющих на иждивении трех и более детей (многодетные) (Амурская, Смоленская, Курская области, Республика Ингушетия, Ханты- Мансийский автономный округ – Югра);

– граждан, признанных потерпевшими в рамках уголовного дела от действий должностных лиц (или) деятельности кредитных потребительских кооперативов различных видов и уровней, союзов (ассоциаций) и иных объединений кредитных потребительских кооперативов (Липецкая область);

– инвалидов III группы (республики Удмуртия, Коми, Ставропольский край, Белгородская, Курская, Омская области, Ненецкий автономный округ, Севастополь);

– неработающих пенсионеров, получающих пенсию по старости (республики Карелия, Башкортостан, Пермский край, Новгородская, Кировская, Нижегородская области);

– беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет (республики Ингушетия, Карелия, Краснодарский край, Ульяновская, Липецкая, Тверская, Орловская, Калининградская, Свердловская области);

– граждан, которым присвоен статус “Детей войны” (Чувашская Республика, Республика Саха (Якутия), Курская, Оренбургская области);

– граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф (Республика Крым, Челябинская, Курская, Владимирская, Костромская, Нижегородская области).

Также одним из важных вопросов организации оказания бесплатной юридической помощи в субъектах Российской Федерации является определение основных участников государственной системы бесплатной юридической помощи, то есть принятие решения о создании государственного юридического бюро и (или) привлечении адвокатов.

  1. Деятельность по оказанию бесплатной юридической помощи. Развитие сети государственных юридических бюро в субъектах Российской Федерации

Основная работа по оказанию бесплатной юридической помощи в соответствии со статьей 20 Федерального закона № 324-ФЗ проводится государственными юридическими бюро и (или) адвокатами, участвующими в государственной системе бесплатной юридической помощи.

Всего по данным мониторинга за 2022 год 34 018 744 человека входят в категорию граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи (в 2021 году – 32 247 307 человек), из них 10 660 334 человека отнесены к категории малоимущих граждан, 5 682 296 человек – к инвалидам I и II групп, 427 060 человек – к ветеранам Великой Отечественной войны, Героям Российской Федерации, Героям Советского Союза, Героям Социалистического Труда и Героям Труда Российской Федерации; 1 207 482 человека – к детям-инвалидам, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 24 889 человек – к лицам, желающим принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей; 63 853 человека – к усыновителям; 517 670 человек – к гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме; 33 368 человек – к несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, отбывающим наказание в местах лишения свободы; 1 555 388 человек – к гражданам, имеющим право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 02.07.1992 № 3185-1 “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании”; 273 433 человека – к гражданам, признанным судом недееспособными; 566 170 человек – к гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации; 13 006 801 человек – к гражданам, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем в 2022 году бесплатная юридическая помощь оказана только в 735 618 случаях (в 2021 году – 366 088), из них 283 851 (в 2021 году – 264 435) государственными юридическими бюро и адвокатами (158 596 случаях государственными юридическими бюро, 125 155 – адвокатами), 80 928 негосударственными центрами оказания бесплатной юридической помощи (в 2021 году – 61 068), 38 835 юридическими клиниками (в 2021 году – 39 585), в том числе помощь, оказанная лицам, вынужденно покинувшим территорию Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики (далее – эвакуированные граждане), составила 332 104.

Из указанного числа эвакуированных граждан государственными юридическими бюро проведена 20 691 консультация (с использованием мобильных офисов – 4 684, в пунктах временного размещения – 7 404, по “горячей линии” – 8 603), адвокатами – 7 879, органами записи актов гражданского состояния – 10 119. Также органами записи актов гражданского состояния по обращению переселенных лиц зарегистрировано 3 129 актов гражданского состояния, нотариусами совершено 280 970 социально значимых нотариальных действий.

По итогам 2022 года из 85 субъектов Российской Федерации в 44 регионах бесплатную юридическую помощь оказывают только адвокаты, в 8 субъектах Российской Федерации – только государственные юридические бюро. В 33 субъектах Российской Федерации задействованы и государственные юридические бюро, и адвокаты (смешанная модель).

На начало 2023 года в Российской Федерации созданы 39 государственных юридических бюро. В 2022 году приняты решения о создании государственного юридического бюро в республиках Мордовия, Татарстан, Забайкальском крае, Курской, Белгородской, Рязанской, Тульской, Новгородской, Кемеровской, Новосибирской областях), 5 из которых начнут функционировать с 2023 года (с 1 января 2023 г. – Республика Мордовия, Новосибирская, Тульская области, с 1 февраля 2023 г. – Республика Тыва, с 1 марта 2023 г. – Рязанская область).

Фактическое количество сотрудников государственных юридических бюро составляет 639 человек (в 2021 году – 529) при штатной численности 774 человека (в 2021 году – 604). Из 75 270 адвокатов Российской Федерации, имеющих действующий статус (в 2021 году – 73 336), 10 281 являются участниками государственной системы бесплатной юридической помощи (в 2021 году – 10 041), что составляет 13,7% участия.

Как правило, при одновременном участии в регионе государственного юридического бюро и адвокатов в государственной системе бесплатной юридической помощи ведущее место в данной деятельности занимает государственное юридическое бюро. Показатели государственных юридических бюро по оказанной гражданам помощи превышают показатели помощи, оказанной адвокатами.

При этом в Республике Северная Осетия – Алания, Хабаровском крае, Оренбургской области, Ямало-Ненецком автономном округе, где действуют государственные юридические бюро и привлечены адвокаты, показатели по бесплатной юридической помощи, оказанной адвокатами, равны нулю, в республиках Саха (Якутия), Псковской, Кемеровской, Омской областях, Чукотском автономном округе, бесплатная юридическая помощь оказана адвокатами в незначительном количестве, до 100 случаев за год.

По итогам сопоставления показателей деятельности государственных юридических бюро следует отметить особо эффективную работу по оказанию бесплатной юридической помощи государственными юридическими бюро Ульяновской, Волгоградской, Самарской, Тамбовской, Пензенской, Иркутской областей.

В субъектах Российской Федерации, где отсутствуют государственные юридические бюро, а количество действующих адвокатов небольшое, участие адвокатов в государственной системе бесплатной юридической помощи менее 10% от общего числа действующих адвокатов может представлять угрозу эффективной реализации Федерального закона № 324-ФЗ в регионе (Липецкая область – 24 адвокатов, Калининградская область – 14 адвокатов, Самарская область – 10 адвокатов, Севастополь – 25 адвокатов).

Более чем за 10 лет действия Федерального закона № 324-ФЗ бесплатная юридическая помощь оказана участниками государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи в 3 532 518 случаях, из них работниками государственных юридических бюро – в 1 462 494 случаях, адвокатами – 1 067 711, негосударственными центрами – 536 783, юридическими клиниками – 465 430.

Таким образом, очевидно преимущество деятельности государственного юридического бюро в части востребованности обращений граждан именно к ним за получением бесплатной юридической помощи. Это свидетельствует о необходимости проведения системной работы, направленной на создание государственных юридических бюро во всех субъектах Российской Федерации. В ряде регионов (например, Республика Крым, Калининградская, Мурманская области) работа в этом направлении уже ведется.

При этом эффективно демонстрирует себя смешанная модель системы государственной юридической помощи, при которой работники государственного юридического бюро обеспечивают первичный прием граждан и оказание правовых консультаций, а адвокаты привлекаются к обеспечению представления интересов граждан в судах и иных органах. При этом государственные юридические бюро выполняют роль основных координаторов такой работы в регионах.

Использование такой модели в ряде регионов позволяет достигнуть высоких показателей в оказании бесплатной юридической помощи.

Например, в 2022 году в Ульяновской области во взаимодействии с адвокатами зафиксировано 21 532 случая оказания помощи, в Волгоградской области – 15 940 случаев, в Нижегородской области – 11 249 случаев.

Необходимо отметить, что 13.05.2021 Президенту Российской Федерации В.В. Путину на совещании с постоянными членами Правительства Российской Федерации было подробно доложено о состоянии и развитии института бесплатной юридической помощи как одного из важнейших направлений. Президентом Российской Федерации по итогам указанного совещания поддержан вопрос о создании во всех регионах государственных юридических бюро.

На протяжении 2022 года и в настоящее время Минюстом России осуществляется работа по подготовке нормативной правовой базы для создания в регионах государственных юридических бюро, проведен ряд совещаний с представителями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросу финансирования деятельности таких учреждений, подбору помещений для их размещения и иным вопросам.

Ряду регионов Минюстом России оказано содействие в согласовании проектных решений о создании государственных юридических бюро (республики Крым, Мордовия, Татарстан и др.).

Преимуществами создания государственного юридического бюро являются понятная для граждан структура оказания бесплатной юридической помощи, единая информационная система для оказания такой помощи, возможность создания филиальной сети на всей территории региона, что позволит обеспечить адресность, своевременность и доступность оказания бесплатной юридической помощи в отдаленных и труднодоступных местностях, а также повысить эффективность организации оказания бесплатной юридической помощи в субъектах Российской Федерации.

Принятие регионами решений о создании государственных юридических бюро позволит обеспечить бесплатной юридической помощью граждан, проживающих в труднодоступных местностях каждого субъекта Российской Федерации.

Наличие системы государственных юридических бюро, имеющих в штате профессиональных юристов, оснащенных необходимой инфраструктурой, позволит увеличить число граждан, обеспеченных бесплатной юридической помощью, повысит уровень их конституционных гарантий, предотвратит случаи мошенничества в указанной сфере. Это позволит обеспечить надлежащую защиту прав и законных интересов социально незащищенных категорий граждан в сложных жизненных ситуациях, снизит число правовых конфликтов, повысит уровень правовой культуры и правового просвещения граждан, обеспечит их благополучие.

В ряде регионов, где основными участниками государственной системы бесплатной юридической помощи являются только адвокаты, применяется сложный механизм подготовки отчетов для получения оплаты за оказанную помощь, в том числе длительные сроки, установленные региональным законодательством для возмещения расходов.

Другая проблема, связанная с оказанием гражданам бесплатной юридической помощи, относится к механизму определения права гражданина на получение бесплатной юридической помощи, установленному в субъектах Российской Федерации, особенно в отношении малоимущих граждан.

У граждан зачастую отсутствуют документы, подтверждающие их принадлежность к категориям, имеющим право на получение бесплатной юридической помощи, а сбор таких документов является трудоемким и занимает значительное время. Например, во многих субъектах Российской Федерации установлены длительные процедуры признания граждан малоимущими.

  1. Закупка специальных автомобилей отечественного производства

Председателем Правительства Российской Федерации М.В. Мишустиным подписано разработанное Минюстом России распоряжение от 28.04.2022 № 1034-р о выделении в 2022 году Минюсту России бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации на осуществление в 2022 году закупки специальных автомобилей отечественного производства.

Во исполнение указанного распоряжения Правительства Российской Федерации Минюстом России издано распоряжение от 26.05.2022 № 661-р “Об определении субъектов Российской Федерации, между которыми распределяются спецавтомобили отечественного производства в целях организации выездных пунктов для оказания бесплатной юридической помощи государственными юридическими бюро”, которым утвержден перечень субъектов Российской Федерации, между которыми распределены 23 специальных автомобиля отечественного производства, и в конце 2022 года они переданы в субъекты Российской Федерации, (республики Бурятия, Дагестан, Крым, Марий Эл, Мордовия, Тыва, Удмуртская, Донецкая, Луганская республики, Алтайский, Забайкальский, Красноярский, Приморский края, Белгородская, Курганская, Курская, Новгородская, Новосибирская, Рязанская, Тульская, Челябинская области, Санкт-Петербург, Севастополь).

При этом в конце 2021 года распределены 30 спецавтомобилей. Таким образом, на начало 2023 года всего между субъектами Российской Федерации распределены 53 специальных автомобиля отечественного производства.

Указанные спецавтомобили оснащены всей необходимой техникой и оборудованием для осуществления выездных консультаций граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи и проживающих в удаленных районах в субъектах Российской Федерации.

Для обеспечения комфорта граждан, получающих бесплатную юридическую помощь в рамках такого выездного консультирования, спецавтомобиль оборудован в том числе двумя многофункциональными устройствами (печатным и копировальным), системой откидных ступеней с поручнями для доступа маломобильных граждан и пожилых людей, водонепроницаемым, антистатическим и нескользящим напольным покрытием, отопительной и кондиционирующей системами, а также освещением и розетками.

Оснащение государственных юридических бюро спецавтомобилями доказало свою эффективность и при оказании бесплатной юридической помощи лицам, прибывшим на территорию Российской Федерации из Украины, Донецкой и Луганской народных республик. Так, в 2022 году государственными юридическими бюро с использованием мобильных офисов оказано 4 684 консультаций.

В 2023 году Минюст России продолжит работу по вопросу приобретения и передачи спецавтомобилей регионам, в которых будут приняты решения о создании государственных юридических бюро.

  1. Совершенствование правового регулирования в сфере бесплатной юридической помощи и правового просвещения

Одним из стратегических направлений деятельности Минюста России является развитие законодательства в сфере бесплатной юридической помощи.

В целях реализации Федерального закона от 28.06.2022 № 215-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации” разработаны и приняты:

приказ Минюста России от 19.08.2022 № 166 “Об утверждении Порядка ведения списка юридических клиник и его размещения на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.

В Правительство Российской Федерации внесены проекты федеральных законов:

“О внесении изменений в Федеральный закон “О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации” и статью 44 Федерального закона “Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации”;

“О внесении изменения в статью 333.38 части второй Налогового кодекса Российской Федерации”.

Вышеуказанными проектами федеральных законов предусмотрено освобождение граждан от оплаты за нотариальные действия по удостоверению доверенности на представление интересов в судах, государственных и муниципальных органах, организациях при оказании им бесплатной юридической помощи, а также предусматривается порядок компенсации расходов нотариусам из средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Изменения также предполагают дополнительную социальную защиту детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по оказанию бесплатной юридической помощи при оформлении наследственных прав.

20.02.2023 Правительство Российской Федерации одобрило законопроекты и направило в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

В целях совершенствования законодательства о бесплатной юридической помощи в 2023 году планируется внесение комплексных изменений в Федеральный закон № 324-ФЗ, которым предлагается закрепить в качестве полномочий органов власти субъектов Российской Федерации определение порядка взаимодействия государственных юридических бюро с участниками государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи на территории субъекта Российской Федерации. Таким образом, на государственные юридические бюро будут фактически возложены полномочия координаторов работы в сфере бесплатной юридической помощи, а также ряда других изменений.

  1. Создание информационной системы для оказания бесплатной юридической помощи Правительством Российской Федерации принято распоряжение от 26.11.2021 № 3340-р об оказании бесплатной юридической помощи с применением электронных сервисов.

В 2022 году Минюстом России создана информационная система “Правовая помощь”, которая станет не только основной общероссийской цифровой платформой для получения бесплатной юридической помощи, но и важным механизмом правового просвещения граждан, обеспечит их актуальной информацией в разных жизненных ситуациях.

Указанная система позволит поставщикам правовой помощи быстро, качественно и своевременно оказывать бесплатную юридическую помощь, а также предоставит гражданам равный доступ как к самой помощи, так и к правовой информации, что приведет к существенному увеличению количества граждан, реализующих свое право на получение гарантированной квалифицированной бесплатной юридической помощи.

В 2022 году к информационной системе “Правовая помощь” подключены 10 пилотных субъектов Российской Федерации.

В настоящее время продолжаются работы по развитию и миграции информационной системы “Правовая помощь” на платформу “ГосТех” и подготовке решения Правительства российской Федерации о переводе указанной системы в статус федеральной государственной информационной системы.

Российская газета – Федеральный выпуск: №87(9032)

05.05.2024

13:29

Прогноз погоды:

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Центр управления регионом

Наш опрос:

Как Вы оцениваете качество уборки снега на территории МО Горбунковское СП

Ответить!

Полезные ссылки:

Герб Все ссылки на сайты муниципальных образований Ленинградской области