Версия для слабовидящих

Официальный сайт муниципального образования Официальный сайт муниципального образования

Горбунковское сельское поселение Горбунковское сельское поселение

Ломоносовского муниципального района Ленинградской области Ломоносовского муниципального района Ленинградской области

24.06.2011

В связи с многочисленными обращениями граждан – жителей жилого дома № 22 дер. Горбунки по вопросу формирования земельного участка, расположенного под многоквартирным домом, Местная администрация муниципального образования Горбунковское сельское поселение информирует жителей данного дома и иных заинтересованных лиц о вступившем в законную силу решении Ломоносовского района суда Ленинградской области. Решение суда по делу № 2-365 было вынесено 09 октября 2008 года по заявлению Солониной Галины Ивановны, действующей в интересах жителей дома № 22 на основании протокола общего собрания собственников жилых помещения. Ломоносовский районный суд отказал в удовлетворении требований Солониной Г.И. в полном объеме. Учитывая, что поступающие обращения граждан связаны с отсутствием у них информации по данному вопросу, с  полным текстом решения суда можно ознакомиться на официальном сайте МО Горбунковское сельское поселение www.gorbunki-lmr.ru

Дело № 2- 365                                       Дата: 09 октября 2008 г.            г. Ломоносов

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ломоносовский районный суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи

Вербицкой М.П., при секретаре Тивилиной Ю.Б.

Рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Солониной Галины Ивановны об обязании Местной администрации МО Горбунковское сельское поселение и Главы администрации МО Горбунковское сельское поселение разработать проект границ земельного участка, обеспечить подготовку и согласование границ земельного участка, принять решения об утверждении проекта границ земельного участка, обеспечить производство работ по установлению границ на местности

УСТАНОВИЛ:

Солонина Г.И. обратилась в суд с заявлением об обязании МО Горбунковское сельское поселение и Главы администрации МО Горбунковское сельское поселение об обязании обеспечения изготовления кадастрового плана, утверждении проекта границ земельного участка, принятии решения о предоставлении этого земельного участка в собственность, формировании земельного участка, указывая, что она является собственницей жилого помещения - квартиры № 5, находящейся в д. № 22 в д. Горбунки Горбунковского сельского поселения. 24.09.2007 г. она обратилась в МО Горбунковское сельское поселение с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом № 22. При этом заявительница руководствовалась ст. 16 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» и ст. 36 ЖК РФ, которыми определено, что в существующей застройке поселения, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, является общей долевой собственностью собственников помещений многоквартирного дома. В период с 24.09. по 30.10.2007 г. с аналогичными заявлениями обратились еще 32 собственника жилых помещений дома № 22. 20.10.2007 г. было проведено общее собрание собственников жилых помещений дома № 22 по поводу формирования земельного участка и она была выбрана уполномоченным лицом для подачи такого заявления. 30.10.2007 г. она, как уполномоченное лицо, обратилась к главе администрации МО Ломоносовский муниципальный район с заявлением о формировании земельного участка. 30.11.2007 г. она получила ответ, из которого следует, что необходимо обращаться по этому вопросу в местную администрацию МО Горбунковское сельское поселение. 02.11.2007 г. она обратилась с аналогичным заявлением к Главе администрации МО Горбунковское сельское поселение и просила:

Сформировать земельный участок, на котором расположен дом № 22 из расчета 4828 кв.м. жилого фонда;

Определить границы и размер земельного участка из расчета: 4828 х 1,32 + 6372, 96 кв.м. - площадь земельного участка по Постановлению правительства от 26.09.1997 г. № 1223;

В состав земельного участка включить территорию в границах его фактического использования, определенного в 1986 г. при начале строительства дома, расположить границы земельного участка преимущественно с южной стороны дома в сторону пустыря без взимания платы.

В установленные законом сроки ответа им не дали, необходимые документы они не получили, в связи с чем были вынуждены обратиться в суд.

В процессе слушания дела Солонина Г.И. неоднократно уточняла заявленные требования, привлекала дополнительно и исключала заинтересованных лиц (л.д. 37, 45, 89, 151, 181, 243, 311). Ко дню окончания судебного разбирательства и вынесения решения суда, её требования были предъявлены к Местной администрации МО Горбунковское сельское поселение и Главе администрации МО Горбунковское сельское поселение и сводились к обязанию заинтересованных лиц:

сформировать земельный участок в соответствии с отводом земельного участка в 1985 г. площадью 0,95 га.

оформить границы земельного участка дома № 22 в границах участка, выделенного под строительство дома в 1985 г., с прилегающим участком к придомовой территории с южной стороны дома

обеспечить изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утвердить проект границ, принять решение о предоставлении земельного участка в собственность собственникам жилых помещений дома № 22 и выдать ходатайство о формировании землеустроительного дела с согласованными границами земельного участка, передаваемого в собственность собственникам жилых помещений дома № 22, для предоставления в администрацию МО Ломоносовский муниципальный район, без взимания платы.

В судебном заседании Солонина Г.И. поддержала заявленные требования в полном объеме и пояснила, что администрация поселения является исполнительным органом на территории поселения, поэтому она предъявила к ней требования по формированию земельного участка и его границ. Глава администрации должен подписать представленные ему документы по согласованию границ. Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 обязывает органы местного самоуправления установить границы обособленных земельных участков. Согласно Областного закона № 192-оз от 29.12.2006 г. недвижимое имущество перешло из собственности района в муниципальную собственность поселка. На период обращения собственников дома № 22 за оформлением земельного участка действовал Областной закон от 02.08.2006 г. № 80-оз, по которому распоряжение земельными участками площадью менее 1 га, находящимися в пределах черты населенных пунктов, указанных в приложении, осуществляется органами местного самоуправления соответствующих поселений Ленинградской области. Она просила решить вопрос по оформлению земельного участка площадью 0,95 га, т.е. это было в пределах компетенции муниципальных органов поселка. При отводе участка для строительства дома в 1985 г. была определена его площадь, она считает, что этот участок ранее уже был сформирован и должен быть выделен собственникам жилых помещений в таком размере. Она обратилась в муниципальный орган в соответствии с ЗК РФ, муниципальный орган должен был действовать в соответствии с Уставом.

Представитель Местной администрации МО Горбунковское сельское поселение и Главы администрации МО Горбунковское сельское поселение по доверенностям Дородных Т.В., возражала против удовлетворения заявления Солониной Г.И., представила письменные отзывы на заявление (л.д. 95, 2.92-2.94) - и пояснила, что первоначально Солонина Г.И. обратилась с заявлением об оформлении земельного участка в МО Горбунковское сельское поселение. В соответствии с ФЗ № 131-ФЗ, Устава МО Горбунковское сельское поселение, органы местного самоуправления являются юридическими лицами. Структура органов определена в Уставе: глава МО; Совет депутатов; Местная администрация. МО является только субъектом гражданского права, от его имени выступают его органы. Глава администрации также не является органом местного самоуправления. В соответствии с ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, т.е. органы местного самоуправления МО Горбунковское сельское поселение не распоряжаются землей и не являются её собственниками.

24.09.2007 г., когда Солонина обращалась в МО, не было еще решения общего собрания жильцов дома № 22 о формировании земельного участка, следовательно, она не была на то время уполномоченным лицом. 02.11.2007 г., когда Солонина Г.И. обратилась с заявлением к главе администрации, прошло собрание собственников жилых помещений в доме, но, по её мнению, протокол оформлен с нарушением ЖК РФ, в нем не оговорены конкретное решение и конкретные полномочия Солониной Г.И. По её мнению, в соответствии с нормами ЖК РФ, определить границы земельного участка, на который претендуют собственники дома, можно только непосредственно по фундаменту, т.е. непосредственно на участок, который находится под домом. Расчет площади, указанный в заявлении Солониной Г.И., не соответствует нормативным актам, а ссылки на Постановление Правительства РФ № 1223 от 26.09.1997 г. незаконны.

Кроме того, при обращении в орган местного самоуправления, лицо, которое обратилось с заявлением, должно за свой счет обеспечить выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обратиться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета. У органов местного самоуправления нет дежурных кадастровых карт населенного пункта, эти документы в Местную администрацию не передавались, т.к. органы местного самоуправления не наделены правами по предоставлению земельных участков. Органы местного самоуправления также не занимаются разработкой проекта границ земельного участка, т.к. эти работы выполняет лицензированная организация. Площадь земельного участка не может быть определена на основании Решения исполкома 1985 г., т.к. тогда участок отводился под строительство дома и для технического использования и после строительства никем не используется, заболочен, зарос кустарником, некоторые жители самовольно сделали себе огород около дома. Ранее этот земельный участок не был никак учтен, было выдано Свидетельство о государственной регистрации прав только на жилой дом.

Выслушав заявителя и представителя заинтересованных лиц, проверив материалы дела, суд не находит основания для удовлетворения заявления Солониной Г.И. по следующим основаниям.

В соответствии с п.1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом (абзац в редакции, введенной в действие с 18 октября 2004 года Федеральным законом от 3 октября 2004 года N 123-ФЗ).

Согласно п. 2, в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством (пункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2005 года Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ)

П. 5 этой статьи говорит о том, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта (абзац в редакции, введенной в  действие с 17 мая 2008 года Федеральным законом от 13 мая 2008 года N 66-ФЗ).

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществление функций по нормативно-правовому регулированию земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов предусмотренных указанным перечнем (абзац дополнительно включен с 30 октября 2007 г.  Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 212-ФЗ)

______________________________________________________________________________

С 24 октября 2008 года Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 141-ФЗ абзац второй пункта 5 настоящей статьи будет изменен.

______________________________________________________________________________

В соответствии с п. 6: исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт в редакции, введенной в действие с 30 октября 2007 года Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 212 - ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

______________________________________________________________________________

С 24 октября 2008 года Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 141-ФЗ пункт 6 настоящей статьи будет изложен в новой редакции.

______________________________________________________________________________

С 17.05.2008 г. п. 7 действует в новой редакции: в случае если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (абзац в редакции, введенной в действие с 17 мая 2008 года Федеральным законом от 13 мая 2008 года N 66-ФЗ).

Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (абзац в редакции, введенной в действие с 17 мая 2008 года Федеральным законом от 13 мая 2008 года N 66-ФЗ).

Согласно п. 8, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт в редакции, введенной в действие с 17 мая 2008 года Федеральным законом от 13 мая 2008 года N 66-ФЗ).

Закон о введении в действие ЖК РФ установил порядок обращения с заявлением о формировании земельного участка при отсутствии ранее проведенного кадастрового учета земельного участка. Согласно ч. 1 ст. 26 ЖК РФ, границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В судебном заседании установлено, что 24.09.2007 г. Солонина Г.И., как собственник жилого помещения в доме № 22 в д. Горбунки обратилась в МО Горбунковское сельское поселение о формировании границ и определении размера земельного участка, на котором расположен дом № 22 (л.д. 13). На указанный период времени Солонина Г.И. не имела полномочий от общего собрания собственников жилых помещений в доме № 22 д. Горбунки на обращение в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка. По ходатайству Солониной Г.И. МО Горбунковское сельское поселение было исключено из числа заинтересованных лиц по делу, каких-либо действий МО Солонина Г.И. не обжаловала и требований к МО не предъявляла, в связи с чем суд считает, что обращение Солониной Г.И. в МО Горбунковское сельское поселение о формировании границ и определении размера земельного участка в сентябре 2007 г. не имеет отношения к рассматриваемому спору.

20.10.2007 г. состоялось общее собрание собственников жилых помещений в доме № 22, протокол которого представлен в суд (л.д. 16-17). В п. 3 Протокола указано, что каждый собственник, принимающий участие в собрании, принимал свое решение самостоятельно, однако, к материалам дела не приложены эти решения собственников.

В п. 4 Протокола указано, что принято решение: уполномочить Солонину Г.И. на подачу заявления о формировании земельного участка в уполномоченный орган исполнительной власти Ломоносовского района Ленинградской области и совершение всех необходимых действий, связанных с этим, ведение переписки от имени собственников по данному вопросу с органами исполнительной и законодательной власти, а также подготавливать и оформлять исковые заявления, подписывать от своего имени и предъявлять в суд. 02.11.2007 г., ссылаясь на это решение, Солонина Г.И. обратилась с заявлением к Главе администрации МО Ломоносовский муниципальный район, Председателю КУМИ и земельного комитета, Главе администрации МО Горбунковское сельское поселение о формировании земельного участка (л.д. 14-15), однако, ни Главу администрации района, ни саму администрацию, ни представителя КУМИ, Солонина Г.И. не привлекает к участию в деле в качестве заинтересованных лиц (главу администрации Солонина просила привлечь в качестве свидетеля и это ходатайство было удовлетворено, а администрация района и представитель КУМИ были привлечены в качестве заинтересованных лиц, но по ходатайству Солониной Г.И. они были исключены из заинтересованных лиц и освобождены от участия в деле, т.к. Солонина Г.И. не обжаловала их действий и не предъявляла требований к ним). Таким образом, заинтересованным лицом по делу осталась только администрация МО Горбунковское сельское поселение и её Глава. Однако, эти лица не являются органами исполнительной власти Ломоносовского района, куда, по решению собрания вправе обратиться Солонина Г.И. с заявлением о формировании земельного участка. Кроме того, в заявлении Солониной Г.И. от 02.11.2007 г. речь идет о земельном участке площадью 6372, 96 кв.м., а в уточненных исковых требованиях - о земельном участке площадью 9500 кв.м. Само собрание не принимало решения о размере земельного участка, на который претендуют собственники жилых помещений дома, т.е. Солонина Г.И. не имела права на обращение к Главе администрации МО Горбунковское сельское поселение от имени собственников жилых помещений в доме № 22, в связи с чем у суда нет оснований для удовлетворения её требований об обязании органов местного самоуправления формировать земельный участок.

Заявитель считает, что спорный земельный участок был ранее сформирован, т.к. его размер был определен при выделении земельного участка под строительство дома в 1985-86 г.г. - 0,95 га. Суд не может согласиться с данной позицией заявителя, т.к. решение об отводе земельного участка под строительство жилого дома принималось в отношении УКС Леноблисполкома (л.д. 91), участок отводился именно под строительство дома, а не для использования его жильцами дома, документов о фактическом использовании земельного участка размером 0,95 га суду не представлено, что является еще одним основанием для отказа в удовлетворении заявления Солониной Г.И..

Ранее, заявляя требования о размере формируемого земельного участка, Солонина Г.И ссылалась на Постановление Правительства РФ от 26.09.1997 г. за № 1223, однако, это Постановление касалось кондоминимумов, в настоящее время кондоминимумы не создаются и в доме № 22 не был ранее создан, следовательно, ссылка на это Постановление не основана на законе.

Подтверждением того, что требования Солониной Г.И. предъявлены к ненадлежащему лицу является тот факт, что в материалах дела имеются документы, подтверждающие, что землей в д. Горбунки распоряжается районная администрация, а не администрация поселения (л.д. 116-122). В соответствии с ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, т.е. органы местного самоуправления МО Горбунковское сельское поселение не распоряжаются землей и не являются её собственниками.

Не могут быть удовлетворены требования Солониной Г.И. об оформлении границ земельного участка так же по тем основаниям, что эти работы выполняет лицензированная организация, а не органы местного самоуправления.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 195, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Солониной Галине Ивановне в удовлетворении заявления об обязании Местной администрации МО Горбунковское сельское поселение и Главы администрации МО Горбунковское сельское поселение разработать проект границ земельного участка, обеспечить подготовку и согласование границ земельного участка, принять решения об утверждении проекта границ земельного участка, обеспечить производство работ по установлению границ на местности отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд путем подачи жалоб: через Ломоносовский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления полного текста решения.  

Судья:          подпись            Вербицкая М.П.

 

Полный текст решения изготовлен: 16 октября 2008 г. 

 

Судья:          подпись            Вербицкая М.П.

20.04.2024

19:07

Прогноз погоды:

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Центр управления регионом

Наш опрос:

Как Вы оцениваете качество уборки снега на территории МО Горбунковское СП

Ответить!

Полезные ссылки:

Герб Все ссылки на сайты муниципальных образований Ленинградской области